ст-ца Спокойная 2023
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской
Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
2.
Гражданское воспитание:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание
комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях
мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в
них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни
праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственное воспитание:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с
учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;
придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов.
4. Эстетическое воспитание:
Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть
прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной
средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а
также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической
информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
6.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
Осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт
и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
Установка на посильное активное участие в практической
деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере
культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
8. Экологическое воспитание:
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью,
группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других
людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных
проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с
новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность
ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать
внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и
социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный
интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной
деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют
приобретённые на уровне начального общего образования навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
7 класс
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
8 класс
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета музыка обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
7 класс
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
8 класс
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
7 класс
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
8 класс
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
7 класс
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
8 класс
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
7 класc
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
8 класс
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
7 класс
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
8 класс
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
7 класс
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
8 класс
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
7 класс
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8 класс
преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8 Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
7 класс
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
8 класс
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
9 Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
7 класс
проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
8 класс
проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
7 класс
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
8 класс
формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
7 класс
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
8 класс
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
7 класс
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
8 класс
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
7 класс
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
8 класс
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
Предметные результаты:
Выпускник научится:
7 класс
производить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
выявлять особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись.
Выпускник научится:
8 класс
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
производить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись.
3. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства
музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке
и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыкиэпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование
русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение
композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в
русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков,
П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских
композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов
XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера,
балет).
Развитие
жанров
светской музыки
(камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки).Наследиевыдающихся
отечественных
(Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы.
Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования.
Может ли современная музыка считаться классической? Классическая
музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения
картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в
обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации для использования в обеспечении образовательных
результатов
1.
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2.
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3.
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город НьюЙорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5.
Э. Артемьев. «Мозаика».
6.
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для фно Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга
ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита
№ 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для
скрипки соло.
7.
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8.
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время
старости».
9.
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони
«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).
Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра.
Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I
д., Сегедилья, Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).
Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2
«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного
квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный
сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина
(симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе»
(№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV
часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»
(№ 44) из оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,
Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из
II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д.,
хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»).
«Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых
напев», Мелодия, Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,
«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. ЛебедеваКумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по
выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог
Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «AveMaria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для
арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,
Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское
плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для
фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).
Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня
Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и
стран мира по выбору образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра
«Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения
певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими
изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).
Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).
Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (додиез минор, соль минор,
соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,
хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня
Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе
Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»).
Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
(ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»
(«Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,
аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми
бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы
гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для
оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,
другие фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты
по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
71. А.
Хачатурян.
Балет
«Гаянэ»
(Танец
с
саблями,
Колыбельная).Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к
драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс)
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.
Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин».
Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).
Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита
№ 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова).
«Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.
Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для
скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная
увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая
мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл
на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки
Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».
Класс 7
Раздел
I. Музыка как вид
искусства
Кол- Темы
во
часов
13
Колво
часо
в
Многообразие интонационно- 1
образных построений.
Средства музыкальной
1
выразительности в создании
музыкального образа и
характера музыки.
Разнообразие вокальной,
1
инструментальной, вокальноинструментальной, камерной,
симфонической и театральной
музыки.
Различные формы построения 4
музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл,
сюита), их возможности в
воплощении и развитии
музыкальных образов.
Круг музыкальных образов
3
(лирические, драматические,
героические, романтические,
эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие.
Многообразие связей музыки 1
с литературой.
Программная музыка.
1
Многообразие связей музыки 1
Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне универсальных учебных
действий)
Личностные: Формирование осознание 2,4,8
этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, 2,47,8
своего края, основ культурного
наследия народов России и
человечества (идентичность человека с
российской многонациональной
2,4,7
культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на
территории современной России);
Регулятивные: выдвигать версии
2,4,7,8
решения проблемы, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
обосновывать целевые ориентиры и
приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Познавательные: излагать полученную 1,2,4
информацию, интерпретируя ее в
контексте решаемой задачи;
Коммуникативные: организовывать
учебное взаимодействие в группе.
2,4
2,4
1,2,3,4,5
II. Народное
музыкальное
творчество
1
III. Русская музыка
от эпохи
средневековья до
рубежа XIX-ХХ вв.
4
с изобразительным
искусством.
Различные исполнительские
типы художественного
общения (хоровое,
соревновательное,
сказительное).
Обращение композиторов к
народным истокам
профессиональной музыки.
Стилевые особенности в
творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Роль фольклора в
становлении
профессионального
музыкального искусства.
1
1
1
1
Личностные: Сформировать
2,4,8
потребность в общении с
художественными произведениями,
активное отношения к традициям
художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Регулятивные: обосновывать и
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
Познавательные: строить
доказательство: прямое, косвенное, от
противного;
Коммуникативные: использовать
компьютерные технологии для решения
учебных задач.
Личностные: Формирование
1,2,4
осознанного, уважительного и
доброжелательного отношение к
истории, культуре, религии, традициям, 1,2,3,4
языкам, ценностям народов России и
народов мира.
Регулятивные: отбирать инструменты
для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных
1,2,4,8
условий и требований;
Познавательные: выражать свое
отношение к природе через рисунки,
сочинения, модели, проектные работы.
IV. Зарубежная
музыка от эпохи
средневековья до
рубежа XIХ-XХ вв.
10
Традиции русской
музыкальной классики,
стилевые черты русской
классической музыкальной
школы.
Жанры зарубежной духовной
и светской музыки в эпохи
Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса,
реквием, шансон).
Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен).
Творчество композиторовромантиков (Ф. Шопен,
Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт,
Э. Григ).
Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века (Ж.
Бизе, Дж. Верди).
Основные жанры светской
музыки (соната, симфония,
камерно-инструментальная и
вокальная музыка, опера,
балет).
Развитие жанров светской
музыки
Основные жанры светской
музыки XIX века (соната,
симфония, камерноинструментальная и
вокальная музыка, опера,
балет).
1
Коммуникативные: выделять общую
точку зрения в дискуссии
1
Личностные: Формирование
2,4,7
эстетического, эмоциональноценностное видение окружающего
мира; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека;
2,3,4
Регулятивные: работая по своему
плану, вносить коррективы в текущую
2,3,4
деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения
запланированных характеристик
продукта/результата;
2,4,7,8
Познавательные:устанавливать
взаимосвязь описанных в тексте
событий, явлений, процессов;
2,4,8
Коммуникативные: корректно и
аргументированно отстаивать свою
точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль.
1
2
1
1
1,2,4,8
2
1,2,4
1
1,2,3,4
V. Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX в.
VI .Современная
музыкальная жизнь
2
2
Развитие жанров светской
музыки (камерная
инструментальная и
вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С.
Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г.
Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия
(К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг).
Обобщенное представление о
современной музыке, ее
разнообразии и характерных
признаках.
Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные
исполнители и
инструментальные
коллективы.
Классическая музыка в
современных обработках.
1
1
1
1
1
1,2,4
Личностные: Сформировать
1,2,3,4
потребность в общении с
художественными произведениями,
активное отношения к традициям
художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности.
Регулятивные: сверять свои действия с
целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: соотносить
полученные результаты поиска со своей
2,4,7,8
деятельностью.
Коммуникативные: организовывать
учебное взаимодействие в группе.
Личностные: Формирование осознание 1,2,4
этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного
наследия народов России и
человечества (идентичность человека с 1,2,4
российской многонациональной
культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на
территории современной России);
Регулятивные: составлять план
решения проблемы (выполнения
VII. Значение
музыки в жизни
человека
Класс 8
Раздел
I. Музыка как вид
искусства
2
Стиль как отражение
мироощущения композитора.
1
Своеобразие видения картины 1
мира в национальных
музыкальных культурах
Востока и Запада.
Колво
часов
4
проекта, проведения исследования);
Познавательные: осуществлять
взаимодействие с электронными
поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные: представлять в
устной или письменной форме
развернутый план собственной
деятельности.
Личностные: Формирование
2,4
осознанного, уважительного и
доброжелательного отношение к
2,4,8
истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и
народов мира.
Регулятивные: фиксировать и
анализировать динамику собственных
образовательных результатов.
Познавательные: соотносить
полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные:
использовать
компьютерные технологии для решения
учебных задач.
Темы
Кол- Основные виды деятельности
во
обучающихся
часов (на уровне универсальных учебных
действий)
Разнообразие вокальной,
1
Личностные: Осознанное,
инструментальной, вокальноуважительное и доброжелательное
инструментальной, камерной,
отношение к истории, культуре,
симфонической и
религии, традициям, языкам, ценностям
1,2,4
театральной музыки.
Круг музыкальных образов
1
(лирические, драматические,
героические, романтические,
эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие.
Многообразие связей музыки
с литературой.
Многообразие связей музыки 1
с литературой.
Многообразие связей музыки 1
с изобразительным
искусством.
II. Народное
музыкальное
творчество
1
Различные исполнительские
типы художественного
общения (хоровое,
соревновательное,
сказительное).
III. Русская музыка
от эпохи
средневековья до
рубежа XIX-ХХ вв.
9
Древнерусская духовная
1
музыка.
Знаменный распев как основа 1
древнерусской храмовой
музыки.
Основные жанры
1
1
народов России и народов мира.
Регулятивные:
формулировать
учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы
для
решения
задачи/достижения цели;
Познавательные: формировать
множественную выборку из поисковых
источников для объективизации
результатов поиска;
Коммуникативные: принимать
решение в ходе диалога и согласовывать
его с собеседником.
Личностные: Сформировать
осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и
народов мира.
Познавательные: осуществлять
взаимодействие с электронными
поисковыми системами, словарями;
Коммуникативные: использовать
информацию с учетом этических и
правовых норм.
Личностные:
Сформированность
осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного
наследия
народов
России
и
человечества (идентичность человека с
1,2,4
1,2,4,5
2,4,5
2,4,7,8
2,4
2,4,7,8
1,2,4
IV. Зарубежная
музыка от эпохи
средневековья до
рубежа XIХ-XХ вв.
2
профессиональной
музыкиэпохи Просвещения:
кант, хоровой концерт,
литургия.
Обращение композиторов к
народным истокам
профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в
творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Роль фольклора в
становлении
профессионального
музыкального искусства.
Духовная музыка русских
композиторов.
Традиции русской
музыкальной классики,
стилевые черты русской
классической музыкальной
школы.
Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен,
Ф. Лист, Р. Шуман,
ФШуберт, Э. Григ).
Развитие жанров светской
музыки (камерная
инструментальная и
1
1
1
российской
многонациональной
культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на
территории современной России);
Регулятивные: описывать свой опыт,
оформляя его для передачи другим
людям в виде технологии решения
практических задач определенного
класса;
Познавательные:
строить
доказательство: прямое, косвенное, от
противного;
Коммуникативные: выделять общую
точку зрения в дискуссии.
2,4,5
1,2,4
1,2,3,4
1
1,2,4
1
1,2,4
1
1,2,4
1
1
Личностные: Осознанное,
уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
Регулятивные: планировать и
корректировать свою индивидуальную
2,3,4
2,3,4
вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
V. Русская и
зарубежная
музыкальная
культура XX в.
8
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С.
Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р. Щедрин, А.И. Хачатурян,
А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия
(К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг).
Многообразие стилей в
отечественной и зарубежной
музыке ХХ века
(импрессионизм).
Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители.
Отечественные и зарубежные
композиторы-песенники ХХ
столетия.
Обобщенное представление о
современной музыке, ее
разнообразии и характерных
признаках.
1
1
1
1
1
образовательную траекторию.
Познавательные: соотносить
полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные: использовать
компьютерные технологии для решения
учебных задач.
Личностные:
Сформированность 1,2,3,4
осознание этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного
наследия
народов
России
и
человечества (идентичность человека с
российской
многонациональной
культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на
территории современной России);
Регулятивные: свободно пользоваться
выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и
2,4,8
имеющихся средств, различая результат
и способы действий;
Познавательные: делать вывод на
2,4,7,8
основе критического анализа разных
точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными. 1,2,3,4
Коммуникативные: использовать
невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные/отобранные 3,4
под руководством учителя.
VI. Современная
6
музыкальная жизнь
Авторская песня: прошлое и
настоящее.
Рок-музыка и ее отдельные
направления (рок-опера, рокн-ролл.). Мюзикл.
Электронная музыка.
Современные технологии
записи и воспроизведения
музыки.
Панорама современной
музыкальной жизни в России
и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали
(современной и классической
музыки).
Наследиевыдающихся
отечественных
(Ф.И. Шаляпин,
Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев
и др.) и зарубежных
исполнителей(Э. Карузо, М.
Каллас; . Паваротти,
М. Кабалье, В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.)
классической музыки.
Современные выдающиеся,
композиторы, вокальные
исполнители и
1
1,2,4
1
2,4
1
2,4,5
1
1
1
Личностные: Осознанное,
1,2,4
уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
Регулятивные: демонстрировать
1,2,3,4
приемы регуляции
психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений
утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные: строить
доказательство: прямое, косвенное, от
противного;
Коммуникативные: корректно и
аргументированно отстаивать свою
точку зрения, в дискуссии уметь
1,2,4
выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль.
VII. Значение
музыки в жизни
человека
4
инструментальные
коллективы.
Всемирные центры
музыкальной культуры и
музыкального образования.
Может ли современная
музыка считаться
классической?
Классическая музыка в
современных обработках.
Музыкальное искусство как
воплощение жизненной
красоты и жизненной
правды.
Стиль как отражение
мироощущения композитора.
«Вечные» проблемы жизни в
творчестве композиторов.
Своеобразие видения
картины мира в
национальных музыкальных
культурах Востока и Запада.
1
1,2,4
1
2,3,4
1
1,2,4
1
1
1
1
Личностные: Осознанное,
1,2,4
уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям
2,4,8
народов России и народов мира.
Регулятивные: сверять свои действия с
целью
и,
при
необходимости, 2,4,7,8
исправлять ошибки самостоятельно.
2,4,8
Познавательные: соотносить
полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные: выделять общую
точку зрения в дискуссии.