РП по обществознанию 7-9 классы ФГОС ООО

2

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандаром основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (с изменениями), с учётом Федеральной образовательной
программы основного общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 18 мая 2023г. № 370 (далее – ФОП ООО)
1.













1)
2)
3)
4)
5)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности
для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за
страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
3

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде;
8) выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
9) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:
 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
 умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
 понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
 понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;

4

 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
 понимание значения коммуникации в межличностном общении;
 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
 знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира
и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Раздел

Выпускник научится

Человек.
Деятельность
человека

- использовать знания о биологическом и
социальном в человеке для
характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные
периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях
выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
- характеризовать и иллюстрировать
конкретными примерами группы
потребностей человека;
- приводить примеры основных видов
деятельности человека;
- выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных
с различными способами разрешения
межличностных конфликтов;
- выражать собственное отношение к
различным способам разрешения
межличностных конфликтов.

Общество

- демонстрировать на примерах
взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни
человека;

Выпускник получит
возможность научиться
- выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью
человека;
- оценивать роль
деятельности в жизни
человека и общества;
- оценивать последствия
удовлетворения мнимых
потребностей, на примерах
показывать опасность
удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих
здоровью;
- использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
межличностных
конфликтов;
моделировать возможные
последствия позитивного и
негативного воздействия
группы на человека, делать
выводы.
- наблюдать и
характеризовать явления и
события, происходящие в
5

Социальные
нормы

- распознавать на основе приведенных
данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних
форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций
общественного прогресса;
- различать экономические, социальные,
политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные
и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис
как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического
кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать
в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных
средств массовой коммуникации на
общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность
международного терроризма.
- раскрывать роль социальных норм как
регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
- различать отдельные виды социальных
норм;
- характеризовать основные нормы
морали;
- критически осмысливать информацию
морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных
источников, систематизировать,
анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для
определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и
поступков других людей с
нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма,
гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права,
выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса
социализации личности;

различных сферах
общественной жизни;
- выявлять причинноследственные связи
общественных явлений и
характеризовать основные
направления общественного
развития;
- осознанно содействовать
защите природы.

- использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания
влияния моральных устоев на
развитие общества и
человека;
- оценивать социальную
значимость здорового
образа жизни.

6

Сфера духовной
культуры

Социальная
сфера

- объяснять причины отклоняющегося
поведения;
- описывать негативные последствия
наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
- характеризовать развитие отдельных
областей и форм культуры, выражать
свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли
науки в современном мире;
- оценивать роль образования в
современном обществе;
- различать уровни общего образования в
России;
- находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных
источников различного типа;
- описывать духовные ценности
российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного
образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности
при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном
обществе;
- характеризовать особенности искусства
как формы духовной культуры.
- описывать социальную структуру в
обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и
группы;
- объяснять взаимодействие социальных
общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления
социальной политики Российского
государства;
- выделять параметры, определяющие
социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и
достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли
подростка;
- конкретизировать примерами процесс
социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные
отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных
конфликтов и основные пути их

- описывать процессы
создания, сохранения,
трансляции и усвоения
достижений культуры;
- характеризовать основные
направления развития
отечественной культуры в
современных условиях;
- критически воспринимать
сообщения и рекламу в СМИ
и Интернете о таких
направлениях массовой
культуры, как шоу-бизнес и
мода.

- раскрывать понятия
«равенство» и «социальная
справедливость» с позиций
историзма;
- выражать и обосновывать
собственную позицию по
актуальным проблемам
молодежи;
- выполнять несложные
практические задания по
анализу ситуаций, связанных
с различными способами
разрешения семейных
конфликтов;
- выражать собственное
отношение к различным
способам разрешения
семейных конфликтов;
7

Политическая
сфера жизни
общества

Гражданин и
государство

разрешения;
- характеризовать, раскрывать на
конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов
семьи;
- характеризовать основные слагаемые
здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки
безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций, связанных
с различными способами разрешения
семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным
способам разрешения семейных
конфликтов.

- формировать
положительное отношение
к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни;
корректировать
собственное поведение в
соответствии с
требованиями безопасности
жизнедеятельности;
- использовать элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике
семейных конфликтов;
- находить и извлекать
социальную информацию о
государственной семейной
политике из
адаптированных источников
различного типа.

- объяснять роль политики в жизни
общества;
- различать и сравнивать различные
формы правления, иллюстрировать их
примерами;
- давать характеристику формам
государственно-территориального
устройства;
- различать различные типы
политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах
основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической
партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
- характеризовать различные формы
участия граждан в политической жизни
- характеризовать государственное
устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
- объяснять порядок формирования
органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского
народа;
- объяснять и конкретизировать
примерами смысл понятия

- осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в
укреплении нашего
государства;
- соотносить различные
оценки политических
событий и процессов и
делать обоснованные
выводы.

- аргументированно
обосновывать влияние
происходящих в обществе
изменений на положение
России в мире;
- использовать знания и
умения для формирования
способности уважать права
других людей, выполнять
8

Основы
российского
законодательств
а

Экономика

«гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами
основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической
позиции в укреплении нашего
государства;
- характеризовать конституционные
обязанности гражданина.
- характеризовать систему российского
законодательства;
- раскрывать особенности гражданской
дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские
правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности
положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности
супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности
уголовного права и уголовных
правоотношений;
- конкретизировать примерами виды
преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной
ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование
и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические
ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять
признаки правонарушения, проступка,
преступления;
- исследовать несложные практические
ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать
информацию правового характера,
полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать
полученные данные; применять
полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами
поведения, установленными законом.
- объяснять проблему ограниченности

свои обязанности
гражданина РФ.

- на основе полученных
знаний о правовых нормах
выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и
осуществлять на практике
модель правомерного
социального поведения,
основанного на уважении к
закону и правопорядку;
- оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
- осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами.

- анализировать с опорой на
9

экономических ресурсов;
- различать основных участников
экономической деятельности:
производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных
работников;
- раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на
производительность труда;
- характеризовать основные
экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их;
- анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических
системах;
- характеризовать механизм рыночного
регулирования экономики;
- анализировать действие рыночных
законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в
регулировании рыночной экономики;
- анализировать структуру бюджета
государства;
- называть и конкретизировать
примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их
роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую
роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об
экономической жизни общества из
адаптированных источников различного
типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать
собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
- раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи;
анализировать структуру семейного
бюджета;
- использовать полученные знания при

полученные знания
несложную экономическую
информацию, получаемую из
неадаптированных
источников;
- выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
описанием состояния
российской экономики;
- анализировать и оценивать
с позиций экономических
знаний сложившиеся
практики и модели
поведения потребителя;
- решать с опорой на
полученные знания
познавательные задачи,
отражающие типичные
ситуации в экономической
сфере деятельности
человека;
- грамотно применять
полученные знания для
определения экономически
рационального поведения и
порядка действий в
конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои
потребности и
возможности, оптимально
распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять
семейный бюджет.

10

анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма
и жизненного успеха.

7 класс
Результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию явятся:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах
и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания
наук:
социологии,
экономической
теории,
политологии,
культурологии,
правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах
своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей; ценностно-мотивационной .
8 - 9 классы
Результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию явятся:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
11

другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
2. Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека (21 ч.)
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные
возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.
Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в
жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные
отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество (9 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества
и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей
стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы (6 ч.)
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Уважение
социального
многообразия,
ее
основные
принципы.
Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
12

Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный
контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры (13 ч.)
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях
информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества (10 ч.)
Социальная структура общества. Социальные общности и группы.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные
отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Политическая сфера жизни общества (13 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.
Участие граждан в политической жизни. Опасность политического
экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные
конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство (10 ч.)
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Конституционные основы
государственного строя Российской Федерации. Государственные символы
России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
13

система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности
гражданина
Российской
Федерации.
Взаимоотношения
органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства (28 ч.)
Система
российского
законодательства.
Источники
права.
Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и
функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав
потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании
трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного
наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита
жертв вооруженных конфликтов.
Экономика (23 ч.)
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
14

Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых
махинаций.
Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
Направления проектной деятельности обучающихся
Направление «Предметный проект», предполагающее разработку
проекта в рамках предмета.
Примерные темы проектов:
- «Умение правильно общаться – залог успеха человека» (6 класс)
- «Реклама» (7 класс)
- «Предпринимательская деятельность.» (8 класс)
- «Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации» (9 класс)
Направление
«Интеграция»,
предполагающее
выполнение
межпредметных проектов (история, география, искусство, музыка)
Примерные темы проектов:
- «Человек славен добрыми делами» (6 класс)
- «Охранять природу — значит охранять жизнь» (7 класс)
- «Культура, ее многообразие и основные формы» (8 класс)
- «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов» (9
класс)
Направление «Социальное проектирование», ориентированное на
разработку общественно значимых, социально направленных проектов.
Такие проекты нацелены на приобретение обучающимися опыта
адаптации к жизни в современном обществе.
Примерные темы проектов:
- «Человек – личность» (6 класс)
- «Система образования в Российской Федерации» (7 класс)
- «»(7 класс)
- «Политические партии» (8 класс)
-«Образование в условиях информационного общества» (9 класс)
Среди видов учебной деятельности на уроках обществознания,
обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся,
можно выделить в том числе такие, как:
 выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности
задания, предполагающие использование электронных образовательных
ресурсов;
 создание и редактирование текстов;
 создание и редактирование электронных таблиц;
 использование средств для построения диаграмм, графиков, блок15

схем, других графических объектов;
 создание и редактирование презентаций;
 создание и редактирование графики и фото;
 создание и редактирование видео;
 создание музыкальных и звуковых объектов;
 поиск и анализ информации в Интернете;
 моделирование, проектирование и управление;
 математическая обработка и визуализация данных;
 создание веб-страниц и сайтов;
 сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может
быть обеспечено усилиями команды учителей-предметников, согласование
действий которых обеспечивается в ходе регулярных рабочих совещаний по
данному вопросу.

Использование резерва учебного времени
7 класс (34ч, из них 3 ч — резервное время), 8 класс (34 ч, из них
резервное время — 1 ч), 9 класс (34 ч, из них 6 ч — резервное время)
Обоснование: при изучении учебного предмета «обществознание»
недостаточно времени для проведения обобщающих уроков, в а уроки эти
необходимы, так как направлены на реализацию важнейших требований к
знаниям учащихся – применение полученных УУД для выполнения
тренировочных упражнений и подготовке к ГИА.
3.Тематическое планирование
Раздел

тема

Введение

Кол-во
часов

№
урока
1

Темы

7 КЛАСС (34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных действий)
УУД

Введение
Вспомнить основные итоги прошлого года
Вводный урок.
Знакомство с
обучения.
содержанием курса
Познакомиться с основным содержанием
обществознания в 7
курса 7 класса.
классе
Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной
деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся.
Глава I.
16

Тема 1. Что
значит жить
по правилам

2-3

Тема 2. Права
и обязанности
граждан

4-5

Тема
3.
Почему важно
соблюдать
законы

6-7

Тема
Защита
Отечества

8-9

4.

Тема 5. Для
чего нужна
дисциплина

10-11

Тема 6.
Виновен —
отвечай

12-13

Тема 7. Кто
стоит
на страже
закона

14-15

Регулирование поведения людей в обществе
Как усваиваются
Характеризовать на примерах социальные
социальные нормы.
нормы и их роль в общественной жизни.
Характеризовать конституционные права
Особенности
социализации
в и обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные практические
подростковом
ситуации, связанные с реализацией
возрасте.
гражданами своих прав и свобод.
Конституционные
права
и
свободы Называть права ребёнка и характеризовать
человека
и способы их защиты.
гражданина
в Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения
Российской
родителей.
Федерации.
Раскрывать особенности правового статуса
Конституционные
несовершеннолетних.
обязанности
Раскрывать значение соблюдения законов
гражданина
для обеспечения правопорядка.
Российской
Объяснять и конкретизировать фактами соФедерации.
Система российского циальной жизни связь закона и
правопорядка, закона и справедливости.
законодательства.
Система российского Характеризовать защиту Отечества как
долг и обязанность гражданина РФ.
законодательства.
Приводить примеры важности подготовки
к исполнению воинского долга.
Взаимоотношения
Раскрывать значение дисциплины как неорганов
обходимого условия существования
государственной
общества и человека.
власти и граждан.
Характеризовать различные виды
дисциплины.
Гражданственность и Моделировать несложные практические
патриотизм.
ситуации, связанные с последствиями
нарушения общеобязательной и
специальной дисциплины.
Дисциплина
Характеризовать ответственность за
нарушение законов.
Самовоспитание
Определять черты законопослушного
поведения.
Моделировать несложные практические
ситуации, связанные с последствиями
противозаконного поведения.
Особенности
Описывать и иллюстрировать примерами
административноправовых отношений. проявления ответственности
несовершеннолетних.
Понятие и виды
Называть правоохранительные органы Роспреступлений.
Правоохранительные сийского государства.
Различать сферу деятельности полиции,
органы.
правоохранительных органов.
Практикум.
Исследовать несложные практические
Взаимоотношения
17

органов
государственной
власти и граждан.

Тема 8.
Экономика
и её основные
участники

16-17

Тема 9.
Мастерство
работника

18-19

Тема 10.
Производство:
затраты,
выручка,
прибыль

20-21

Тема 11.
Виды
и формы
бизнеса

22-23

Тема 13.
Обмен,
торговля,
реклама
Тема 14.
Деньги, их
функции

24-25

Тема 15.
Экономика
семьи

28-29

26-27

ситуации, связанные с деятельностью
правоохранительных органов.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.
Глава II.
Человек в экономических отношениях
Понятие экономики
Характеризовать роль потребителя и
производителя в экономике.
Приводить примеры их деятельности.
Распределение.
Обмен. Потребление. Описывать различные формы организации
хозяйственной жизни.
Каким должен быть
Исследовать несложные практические
современный
ситуации, связанные с выполнением
работник.
социальных ролей потребителя и
Выбор профессии
Производство - основа производителя.
Описывать составляющие квалификации
экономики.
работника.
Издержки, выручка,
Характеризовать факторы, влияющие на
прибыль.
размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь квалификации,
количества и качества труда.
Раскрывать роль производства в
Предпринимательская
удовлетворении потребностей общества.
деятельность.
Характеризовать факторы, влияющие на
Факторы
производительность труда.
производства.
Объяснять значение разделения труда в
развитии производства.
Торговля и ее формы.
Различать общие, постоянные и
Реклама.Проектная
переменные затраты производства.
деятельность
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Деньги и их функции.
Характеризовать особенности
Инфляция, ее
предпринимательской деятельности.
последствия.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с достижением успеха
в бизнесе.
Экономические
Выражать собственное отношение к
функции
бизнесу с морально-этических позиций.
домохозяйства.
Объяснять условия осуществления обмена
Семейный бюджет.
в экономике.
Характеризовать торговлю и её формы как
особый вид экономической деятельности.
Раскрывать роль рекламы в развитии
торговли.
Выражать собственное отношение к
18

Тема 16.
Воздействие
человека
на природу

30

Тема 17.
Охранять
природу —
значит
охранять
жизнь
Тема 18.
Закон на
страже
природы

31

32

рекламной информации.
Оценивать своё поведение с точки зрения
рационального покупателя.
Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах функции денег
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников
доходов семьи.
Различать обязательные и произвольные
расходы.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в
зависимости от доходов.
Обобщить знания и расширить опыт
решения познавательных и практических
задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.
Раздел III.
Человек и природа
Глобальные проблемы Объяснять значение природных ресурсов в
современности.
жизни общества.
Характеризовать отношение людей к
исчерпаемым ресурсам.
Экологический кризис Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различать ответственное и
безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к приПути разрешения
роде.
экологического
Объяснять необходимость активной
кризиса
деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали.
Характеризовать деятельность государства
по охране природы.
Называть наказания, установленные
законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности
общественных организаций и граждан в
сбережении природы.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
19

Итоговое
повторение

33-34

Тема

№
урока

Проектная работа
«Охранять природу —
значит охранять
жизнь»
Итоговый урок за
курс обществознания
7 класса

или иных вопросов для школьников.
Провести диагностику результатов
обучения в 7 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 8 классе.

8 КЛАСС (34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ

УУД

Введение
Введение

1

Тема 1. Что
делает
человека
человеком?
Тема 2.
Человек,
общество,
природа
Тема 3.
Общество как
форма
жизнедеятель
ности людей

2

Тема 4.
Развитие
общества

5

Тема 5. Как
стать
личностью

3

4

6-8

Вводный урок.
Знакомство с
содержанием курса
обществознания в 8
классе

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения.
Познакомиться с основным содержанием
курса 8 класса.
Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной
деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся.
Раздел I.
Личность и общество
Что делает человека
Выявлять отличия человека от животных.
человеком?
Объяснять человеческие качества.
Различать биологические и природные
качества человека.
Взаимосвязь общества Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в
и природы.
человеке.
Определять своё отношение к различным
качествам человека.
Общество как форма
Выявлять связь между мышлением и
жизнедеятельности
речью.
людей.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять и конкретизировать примерами
сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов
Современные
деятельности.
средства связи и
Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
коммуникации, их
Оценивать утверждение о связи природы и
влияние на нашу
общества и аргументировать свою оценку.
жизнь.
Характеризовать возможности
Индивид,
человеческого разума.
индивидуальность,
Раскрывать значение моральных норм.
личность.
Конкретизировать на примерах влияние
Социализация
природных условий на людей.
личности
Анализировать и оценивать текст с заданПрактикум по теме
20

«Личность и
общество»
Как стать личностью

Тема 6. Сфера
духовной
жизни

9

Тема 7.
Мораль

10

Тема 8. Долг
и совесть

11

Тема 9.
Моральный
выбор — это
ответственнос
ть
Тема 10.
Образование

12

13

ных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
Выделять существенные признаки
общества. Называть сферы общественной
жизни и характерные для них социальные
явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной
жизни.
Выявлять изменения социальной
структуры, связанные с переходом в
постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной
действительности, связанные с изменением
структуры общества.
Раскрывать смысл понятия
«общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и
регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать
фактами социальной жизни перемены,
происходящие в современном обществе
(ускорение общественного развития).
Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
глобальных проблем.

Раздел II.
Сфера духовной культуры
Проектная работа
Раскрывать на конкретных примерах
«Культура, ее
смысл понятия «индивидуальность».
многообразие и
Использовать элементы причинноосновные формы»
следственного анализа при характеристике
социальных параметров личности.
Выявлять и сравнивать признаки,
Мораль, ее основные
принципы. Гуманизм характеризующие человека как индивида,
индивидуальность и личность.
Добро и зло
Описывать агенты социализации,
оказывающие влияние на личность.
Долг. Совесть.
Исследовать несложные практические
ситуации, в которых проявляются
Моральная
различные качества личности, её
ответственность.
мировоззрение, жизненные ценности и
ориентиры.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Система образования Устанавливать причины актуальности тех
в Российской
или иных вопросов для школьников.
Федерации.
Определять сущностные характеристики
Проектная
понятия «культура».
деятельность
21

Тема 11.
Наука в
современном
обществе
Тема 12.
Религия
как одна
из форм
культуры

14

15-16

Наука в жизни
современного
общества.
Религия как форма
культуры.
Практикум по теме
«Сфера духовной
культуры»
Учимся поступать
морально

Различать и описывать явления духовной
культуры.
Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности
российского народа.
Выражать своё отношение к тенденциям в
культурном развитии.
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества и
человека.
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным
поступкам, поведению других людей
Оценивать значение образования в
информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в
развитии образования из различных
источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию.
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.
Определять сущностные характеристики
религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и
атеизму.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.
Уметь применять нравственные нормы к
анализу и оценке социальных ситуаций.
Выделять нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
22

Уметь строить устное речевое
высказывание, слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении

Тема 13.
Социальная
структура
общества
Тема 14.
Социальные
статусы
и роли
Тема 15.
Нации
и межнациона
льные
отношения
Тема 16.
Отклоняющее
ся поведение

17

18

19

20

Раздел III.
Социальная сфера
Социальная структура Выявлять и различать разные социальные
общества.
общности и группы.
Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить примеры различных видов
Социальные роли.
социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи,
материалы СМИ; показывать пути их
Россия –
разрешения.
многонациональное
Находить и извлекать социальную инфоргосударство
мацию о структуре общества и
направлениях её изменения из
адаптированных источников различного
Отклоняющееся
типа.
поведение.
Называть позиции, определяющие статус
личности.
Различать предписанный и достигаемый
статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами
ролевой репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по
тендерному признаку, показывать их
проявление в различных социальных
ситуациях.
Описывать основные социальные роли
старших подростков.
Характеризоватьмежпоколенческие
отношения в современном обществе.
Выражать собственное отношение к
проблеме нарастания разрыва между
поколениями
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация»,
«национальность».
Конкретизировать примерами из
прошлого и современности значение общего
исторического прошлого, традиций в
сплочении народа.
Характеризовать противоречивость
межнациональных отношений в
современном мире.
Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать
возможные пути их разрешения.
Объяснять причины отклоняющегося
23

поведения.
Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для человека и
общества.
Оценивать социальное значение здорового
образа жизни.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.

Тема 17.
Экономика
и её роль
в жизни
общества
Тема 18.
Главные
вопросы
экономики
Тема 19.
Собственность

21

Тема 20.
Рыночная
экономика
Тема 21.
Производство
— основа
экономики
Тема 22.
Предпринима
тельская
деятельность
Тема 23. Роль
государства
в экономике
Тема 24.
Распределение
доходов
Тема 25.
Потребление
Тема 26.
Инфляция и
семейная
экономика
Тема 27.
Безработица,
её причины и
последствия

24

22

23

25

26

27

28

29
30

31

Раздел III.
Экономика
Ресурсы и
Раскрывать роль экономики в жизни общепотребности,
ства.
ограниченность
Объяснять проблему ограниченности
ресурсов
экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические
блага.
Ресурсы и
Приводить примеры принятия решения на
потребности,
основе экономического выбора.
ограниченность
Описывать и иллюстрировать примерами
ресурсов
решения основных вопросов участниками
Собственность.
экономики.
Различать и сопоставлять основные типы
Рынок и рыночный
экономических систем.
механизм.
Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных
Производство основа
экономических системах.
экономики.
Объяснять смысл понятия
«собственность».
Характеризовать и конкретизировать приПредпринимательская
мерами формы собственности.
деятельность.
Называть основания для приобретения
Проектная
права собственности.
деятельность.
Анализировать несложные практические
Роль государства в
ситуации, связанные с реализацией и
экономике.
защитой прав собственности.
Характеризовать рыночное хозяйство как
Распределение.
один из способов организации
экономической жизни.
Характеризовать условия
Потребление.
функционирования рыночной
экономической системы.
Инфляция, ее
Описывать действие рыночного механизма
последствия.
формирования цен на товары и услуги.
Семейный бюджет.
Формулировать собственное мнение о
роли рыночного механизма регулирования
Разделение труда и
экономики в жизни общества.
специализация
Объяснять решающую роль производства
как источника экономических благ.
24

Тема 28.
Мировое
хозяйство
и международ
ная торговля

32

Виды рынков. Рынок
капиталов.

Различать товары и услуги как результат
производства.
Называть и иллюстрировать примерами
факторы производства.
Находить и извлекать социальную
информацию о производстве из
адаптированных источников.
Исследовать несложные практические
ситуации, связанные с использованием
различных способов повышения
эффективности производства.
Описывать социально-экономическую
роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационноправовые формы предпринимательской
деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки
малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к
проблеме соблюдения морально-этических
норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.
Характеризовать экономические функции
государства.
Описывать различные формы
вмешательства государства в рыночные
отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия
«государственный бюджет».
Приводить примеры государственной
политики регулирования доходов и
расходов.
Называть основные источники доходов
граждан.
Раскрывать причины неравенства доходов
населения.
Объяснять необходимость
перераспределения доходов.
Иллюстрировать примерами
государственные меры социальной
поддержки населения.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в
зависимости от доходов.
Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты
прав потребителей.
Различать номинальные и реальные
доходы граждан.
25

Итоговое
повторение

тема

33-34

№
урока

Итоговое повторение
Заключительный урок
за курс 8 класса

Показывать влияние инфляции на реальные
доходы и уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами
формы сбережений граждан.
Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования
сбережений своей семьи с точки зрения
экономической рациональности.
Характеризовать роль банков в
сохранении и приумножении доходов
населения.
Характеризовать безработицу как
закономерное явление рыночной
экономики.
Называть и описывать причины
безработицы.
Различать экономические и социальные последствия безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении
занятости.
Оценивать собственные возможности на
рынке труда.
Описывать реальные связи между участниками международных экономических
отношений.
Характеризовать причины формирования
мирового хозяйства.
Характеризовать влияние международной
торговли на развитие мирового хозяйства.
Объяснять и конкретизировать примерами
направления внешнеторговой политики
государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.
Провести диагностику результатов
обучения в 8 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 9
классе.

9 КЛАСС (34 ЧАСА)
СОДЕРЖАНИЕ

УУД

26

Введение
Введение

1

Тема 1.
Политика
и власть
Тема 2.
Государство

2

Тема 3.
Политические
режимы
Тема 4.
Правовое
государство
Тема 5.
Гражданское
общество и
государство
Тема 6.
Участие
граждан в
политической
жизни
Тема 7.
Политические
партии и
движения

4

3

5

6

7

8

9
10
11

Вводный урок.
Знакомство с
содержанием курса
обществознания в 9
классе

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения.
Познакомиться с основным содержанием
курса 9 класса.
Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной
деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся.

Раздел I.
Глава I . Политика
Политика и власть.
Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Раскрывать признаки суверенитета.
Различать формы правления и государственГосударство, его
ного устройства.
существенные
Сопоставлять различные типы
признаки.
политических режимов.
Политические
Называть и раскрывать основные
режимы
принципы демократического устройства.
Правовое государство Раскрывать принципы правового
государства.
Характеризовать разделение властей.
Раскрывать сущность гражданского
Гражданское
общества.
общество.
Характеризовать местное самоуправление.
Анализировать влияние политических
отношений на судьбы людей.
Участие граждан в
политической жизни. Проиллюстрировать основные идеи темы
на примерах из истории, современных
событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия
Политические партии гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость
и движения,
гражданской активности.
Проектная
Приводить примеры гражданственности.
деятельность
Назвать признаки политической партии и
«Политические
показать их на примере одной из партий РФ.
партии»
Характеризовать проявления
Межгосударственные многопартийности.
Систематизировать наиболее часто
отношения
задаваемые вопросы.
Практикум по теме
Устанавливать причины актуальности тех
«Политика»
или иных вопросов для школьников.
Обобщение по теме
Уметь объяснять явления и процессы соци«Политика»
альной действительности с опорой на
изученные понятия.
Находить нужную социальную
27

Тема 8.
Основы
конституцион
ного строя
Российской
Федерации
Тема 9.
Права и
свободы
человека и
гражданина

12

13-14

15

16

17

Тема 10.
Правоохранит
ельные
органы

18
19

информацию, адекватно её воспринимать,
применяя основные обществоведческие
термины и понятия, преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей.
Анализировать реальные социальные
ситуации.
Выбирать адекватные способы
деятельности.
Уметь выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности.
Раздел II.
Право
Глава II Гражданин и государство
Объяснять, почему закон является
Конституционные
нормативным актом высшей юридической
основы
силы.
государственного
Сопоставлять позитивное и естественное
строя Российской
право.
Федерации.
Характеризовать основные элементы
системы российского законодательства.
Раскрывать смысл понятия «правоотношеПрава и свободы
ния», показывать на примерах отличия
человека и
правоотношений от других видов
гражданина
социальных отношений.
Конституционные
Раскрывать смысл понятий «субъективные
юридические права» и «юридические
права и свободы
обязанности участников правоотношений».
человека и
Объяснять причины субъективности прав и
гражданина в
юридического закрепления обязанностей
Российской
участников правоотношений.
Федерации.
Раскрывать особенности возникновения
Проектная
правоспособности и дееспособности у
деятельность.
физических и юридических лиц.
Объяснять причины этих различий.
Конституционные
Называть основания возникновения
обязанности
правоотношений.
гражданина
Различать правонарушение и правомерное
Российской
поведение.
Федерации.
Называть основные виды и признаки
Высшие органы
правонарушений.
государственной
Характеризовать юридическую
власти в РФ
ответственность в качестве критерия
Россия правомерного поведения.
федеративное
Объяснять смысл презумпции
государство
Судебная система РФ невиновности.
Правоохранительные Называть основные правоохранительные
органы РФ.
органы
Различать сферы деятельности
правоохранительных органов и судебной

28

Практикум по теме
«Гражданин и
государство»
Глава III Основы российского государства
Тема 11.
Роль права в жизни
21
Роль права в
человека, общества и
жизни
государства
человека,
Нормы права.
общества и
государства
Тема 12.
Правоотноше
ния и
субъекты
права
Тема 13.
22-23 Правоотношения и
Правонаруше
субъекты права
ния и
Понятие, виды и
юридическая
функции
ответственнос
юридической
ть
ответственности
20

Тема 14.
Гражданские
правоотношен
ия
Тема 16.
Право на
труд.
Трудовые
правоотношен
ия

24

25-26

Гражданские
правоотношения

Право на труд и
трудовые
правоотношения.
Трудовой договор и
его значение в
регулировании
трудовой
деятельности
человека.
Семья под защитой
государства

Тема 17.
Семейные
правоотношен
ия
Тема 18.
Администрат
ивные
правоотношен
ия

27

28

Административные
правонарушения.
Виды
административного
наказания.

Тема 19.
Уголовноправовые
отношения

29

Уголовное право,
основные понятия и
принципы.

системы.
Приводить примеры деятельности
правоохранительных органов.
Характеризовать Конституцию РФ как
закон высшей юридической силы.
Приводить конкретные примеры с опорой
на текст Конституции РФ, подтверждающие
её высшую юридическую силу.
Называть главные задачи Конституции.
Объяснять, какие принципы правового
государства отражены в статьях 2, 10, 15,
17, 18 Конституции РФ.
Характеризовать принципы федерального
устройства РФ.
Проводить различия между статусом
человека и статусом гражданина.
Объяснять смысл понятия «права
человека».
Объяснять, почему Всеобщая декларация
прав человека не является юридическим
документом.
Классифицировать права и свободы
(приводить примеры различных групп
прав).
Характеризовать особенности
гражданских правовых отношений.
Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о
правах потребителя, предусмотренных
законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты
прав потребителей
Называть основные юридические гарантии
права на свободный труд.
Характеризовать особенности трудовых
правоотношений.
Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и
работодателями.
Раскрывать особенности положения
несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях.
Объяснять условия заключения и
расторжения брака.
Приводить примеры прав и обязанностей
супругов, родителей и детей.
Находить и извлекать информацию о

29

Тема 20.
Социальные
права
Тема 21.
Правовое
регулировани
е отношений в
сфере
образования
Тема 22.
Международн
о-правовая
защита жертв
вооружённых
конфликтов

30

Социальные права

31

Образование, его
значимость в
условиях
информационного
общества.

32-33

Международноправовая защита
жертв вооруженных
конфликтов.
Проектная работа
Обобщающий урок по
теме «Основы
российского
законодательства»

семейных правоотношениях из
адаптированных источников различного
типа.
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным
правом. Характеризовать субъектов
административных правоотношений.
Указывать основные признаки
административного правонарушения.
Характеризовать значение
административных наказаний
Характеризовать особенности уголовного
права и уголовно-правовых отношений.
Указывать объекты уголовно-правовых
отношений.
Перечислять важнейшие признаки преступления.
Отличать необходимую оборону от
самосуда.
Характеризовать специфику уголовной
ответственности несовершеннолетних
Называть основные социальные права
человека.
Раскрывать понятие «социальное государство».
На конкретных примерах конкретизировать
основные направления социальной
политики нашего государства.
Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных,
мирного населения.
Указывать методы и средства ведения
войны, которые запрещены.
Объяснять значение международного
гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия «военное
преступление».
Объяснять смысл понятия «право на
образование».
Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.
Объяснять взаимосвязь права на
образование и обязанности получить
образование.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех
или иных вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности.
Формировать знания о ключевых правовых
30

Итоговое
повторение

34

Итоговый урок по
курсу
Обществознание 9
класс

понятиях, нормах, понимание их роли как
решающих регуляторов жизни человека и
общества.
Уметь применять эти знания к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций.
Осознанно строить высказывания, слушать
и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении.
Провести диагностику результатов
обучения в 9 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».