Пояснительная записка
Рабочая
программа курса
«Практикум
по
русскому
языку» предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана на 34 часа
(2023-2024 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих
нормативно-правовых и учебно-методических документов:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.10 №1897
УМК: Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с
репетитором» Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,
2018.
Содержание программы курса «Практикум по русскому языку»
Раздел I. Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии (13 ч)
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в
сложных словах.
Раздел III Пунктуация (4 ч)
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе
сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IV Причастие (5 ч)
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V Деепричастие (2 ч)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие (3 ч)
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких
прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова (4 ч)
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные
слова ДА, НЕТ
Раздел VIII Повторение (2 ч)
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса «Практикум по русскому языку»
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
• способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты:
1.
владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа,
справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2.
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и т. д.);
3.
коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо
задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Познавательные УУД
• умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
• умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
• Умение правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;
• Умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
• осознание ответственности за общее благополучие;
• развитие этических чувств;
• установка на здоровый образ жизни;
• самооценка.
Регулятивные УУД
• волевая саморегуляция;
• оценка;
• коррекция.
Коммуникативные УУД
• умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
• умение выражать свои мысли;
• управление действиями партнера (оценка, коррекция);
• использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных
работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы:
«Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные
критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса.
Формы и средства контроля:
Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая)
проводится в форме комплексных работ и самостоятельных работ с
дифференцированным оцениванием.
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы,
ООП ООО. Результаты промежуточной (итоговой) аттестации выявляют
уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную
аттестацию выставляется зачет/незачет.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с
творческим подходом учителя к решению теоретических и практических
вопросов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ п/п Наименование разделов и тем
программы
Кол-во
часов
Всего КР
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
П
Р
1
Введение.
1
1
2
Повторение курса орфографии
13
7
1.http://learning-
russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.ko
3
Пунктуация
4
4
4
Причастие
5
3
5
Деепричастие
2
2
peisk.ru/
3. http://www.uchpo
rtal.ru/load/35-1-010865
6
Наречие
3
3
4.
7
Служебные слова
4
4
oge.sdamgia.ru/
8
Повторение
5.
2
2
https://rus-
https://resh.edu.ru/
6. https://neznaika.info/
7.
https://rus7-
vpr.sdamgia.ru/
ИТОГО
34
26
Поурочный план
№
Раздел, тема
Количество часов Дата
проведен
ия
Всег
о
Раздел I. Введение.
1
3
4
5
6
7
8
9
П
Р
1
Введение.
Раздел II. Орфография
2
1
КР
Однокоренные слова. Безударная гласная в
корне слова. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые
согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова.
Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-.
Гласные Ы и И после приставок.
Окончания
имен
существительных,
прилагательных, числительных.
Окончания
глаголов
(спряжение).
Суффиксы глаголов.
Суффиксы
существительных
и
прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё
после шипящих.
07.09.
13
1
14.09
1
21.09
1
28.09
1
05.10
1
12.10
1
19.10
1
26.10
1
09.11
10
Употребление Ъ и Ь знаков
11
Н и НН в
прилагательных
12
1
16.11
1
23.11
НЕ с разными частями речи
1
30.11
13
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ
для усиления утверждения.
1
07.12
14
Дефис в сложных словах и в словах с
корнем пол. Соединительные гласные в
сложных словах.
1
14.12
Запятая перед союзами при однородных
членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Простые предложения в составе сложного.
Знаки препинания при однородных членах
предложения, обобщающих словах
1
21.12
1
28.12
1
11.01.
Знаки препинания при обращении, прямой
речи, диалоге.
1
18.01
существительных
и
Раздел III. Пунктуация
15
16
17
18
Раздел IV Причастие
22
Причастие.
Окончания
причастий.
Причастный оборот.
Действительные
и
страдательные
причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и
причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
23
Обособление причастных оборотов
19
20
21
4
5
1
25.01
1
01.02
1
08.02
1
15.02
1
22.02
Раздел V Деепричастие
2
Деепричастия
совершенного
и
несовершенного вида. Деепричастный
оборот.
Обособление
деепричастий
и
25
деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие.
3
24
26
27
28
О и Е на конце наречий после шипящих.
Отличие
наречий
от
кратких
прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце
наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова
1
29.02
1
07.03
1
14.03
1
21.03
1
04.04
4
29
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
1
11.04
30
Отличие производных предлогов от
существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
1
18.04
1
25.04
Частицы. Дефис в частицах. Междометие.
Утвердительные и отрицательные слова
ДА, НЕТ
Раздел VIII Повторение
1
02.05
32
32
2
33
Повторим орфографию
1
16.05
34
Повторим пунктуацию
1
23.05
ИТОГО
34
Программно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя:
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных
занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). Волгоград: Учитель, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. /
Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А.
Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.
5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому
языку: 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к
учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008
Список литературы для учащихся:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.»
Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А.
Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский
язык 7 класс»/И.В. Текучева.
5 И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных
материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный экзамен
по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся к
основному государственному экзамену по русскому языку.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э.
Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс
Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова
Материально-техническое обеспечение.
1. Мультимедийные пособия
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2. Интернет-ресурсы
1. Электронные пособия по русскому языку для школьников
1. http://learning-russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.kopeisk.ru/
3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
6. https://rus-oge.sdamgia.ru/
7. https://resh.edu.ru/
8. https://neznaika.info/
9. https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
III. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Ноутбуки.